Меню сайта



Святые Савва Сербский и Симеон Мироточивый (Стефан Неманя)

Около 1113 года в городе Рибница, возле нынешней Подгорицы, в земле Диоклийской, у великого жупана государства Рашка Завиды, рождается сын Стефан. Ему суждено было стать последним жупаном средневекового сербского государства – Рашки, родоначальником «светородной лозы Неманича», диснастии правящей Сербией с 1196–1371 г.г., первым государём объединившим большую часть тогдашних сербских – югославянских земель. В конце XII века, Стефану Немане удаётся собрать единое государство, и хотя он за свою жизнь много раз воевал с Византией, свою внешнюю политику ориентировал на неё. Также очень важным было византийское духовное (православно-христианское) и культурное влияние вообще. Стефан Неманя, будучи сам очень религиозным, с самого начала непоколебимо стоял за восточное православие, которое уже много веков назад глубоко укоренилось на его родине и в народе. И как выражение его благочестия, до наших дней дошли его церкви и монастыри как «задужбины», т. е. построенные в поминовение души. Монастырь Пресвятой богородицы и монастырь св. Николая в Топлице, Южная Сербия, монастырь Джурджеви Ступови (Башни св. Георгия) и Богородичный монастырь, возле древней столицы Рашки города Рас, храм св. Пантелеймона в Нише, храм св. Архангела Михаила в Скопье. Он посылал богатые дары и в дальние христианские святыни. В Великую Патриаршую церковь и церковь св. Иоанна в Иерусалиме, монастырь Пресвятой Богородицы – Благотворительницы в Константинополе, церкви св. Димитрия в Солунь, св. Петра в Риме, св. Николая в Баре и т. д. Он воздвигает и знаменитый монастырь Студеницу, который по праву называют «мать всех сербских церквей». В этом монастыре Стефан Неманя принял монашеские обеты и там же лежит его тело, перенесённое из монастыря Хиландар (Афон), над обновлением которого он немало потрудился в конце своего земного пути.

У Стефана Немани и его супруги Анны всего родилось трое сыновей. Старший Вукан, средний Стефан и младший Растко (Ростислав). Растко Неманич родился в 1175 году, был вымоленным ребёнком, родители его дали обет, что если Бог пошлёт им ещё одно дитя мужского пола, то они будут сохранять себя в целомудрии до конца своих дней. С юных лет Растко не прельщала пышность княжеского двора, он уже выбрал свой путь, выбрал Небо. В 16-летнем возрасте, при дворе своего отца, он встречает русского инока со Святой Горы Афон. Под влиянием разговоров с иноком,  Растко решает против воли родителей бежать с ним на Афон. Где в монастыре «Старый Руссик». Отец посылает за ним дружинников, чтобы вернуть сына. Навстречу им выходит Растко, одетый в мирские одежды. Думая, что не всё потерянно и завтра они смогут его забрать к отцу, дружинники решают отдохнуть перед дорогой. Поутру, проснувшись, дружинники увидели сложенную одежду Растко и стоявшего перед ними инока... Пока дружинники спали, Растко умер для внешнего мира - принял монашеский постриг, взяв себе новое имя в честь святого Саввы Иерусалимского (Освященного). Он передаёт родителям письмо, в котором убеждает их принять монашество.

Через некоторое время отец и мать, поступают по примеру своего младшего сына. В 1196 году на государственном соборе в Расе, Стефан Неманя передаёт престол  своему среднему сыну Стефану и уходит в построенный им монастырь Студеницу, где, принимает постриг с именем Симеон. После чего он отправляется на Афон к своему младшему сыну Савве, чтобы остаток своих дней провести в монастырской тишине Святой Горы.

Своей жизнью на Святой Горе отец с сыном обратили на себя внимание и как монахи, и как благотворители и ктиторы многих афонских монастырей. Они приложили немало усилий для реконструкции сербского монастыря Хиландар. Монастырь, остаётся и поныне главным центром и святыней сербского монашества. Работы в нём были закончены в 1198 году. Вскоре после этого, 13 февраля 1200, упокоился монах Симеон. Монашеский собор Святой Горы в скорем времени провлавил его в лике святых, как преподобного Симеона Мироточивого. Сын его, св. Савва, написал Службу и Житие своему святому отцу.

Во время св. Саввы вся Святая Гора, ощутила на себе все последствия IV –го Крестового похода, когда латиняне разграбили и разрушили Константинополь и основали так называемое Латинское царство (1204-1261 г.г.). От рук крестоносцев страдали и афонские монастыри. Из-за этой опасности, а также ради примирения своих братьев, враждовавших на родине, св. Савва около 1208 года переносит мощи св. Симеона из Хиландара в монастырь Студеницу.

Во время своего пребывания в Сербии св. Савва много путешествует по сербским землям, проповедует, учит, распространяет письменность, благочестие, строит церкви, учреждает монастыри.

До появления св. Саввы, Церковь в сербских землях была под юрисдикцией Охридской архиепископии и епископами в епархиях были греки. Поэтому св. Савва решает, что для потребностей народа в независимом сербском государстве необходимо из народной среды подготовить священников, монахов и епископов, народных учителей, чтобы тем самым, всё было готово для полной независимости Церкви. Нужно признать это давалось нелегко из-за давления на Сербию и с юга (Латинское царство), а также и с севера от римско-католической Венгрии.

Некоторое время спустя, св. Сава оставляет свою Родину, чтобы в г. Никее, где в то время находились византийский царь Феодор Ласкарис и константинопольский патриарх Мануил, ходатайствовать у них о автокефальности Церкви в Сербии.

В 1219 г. Сербская Церковь обретает независимость, а св. Савва становится её первым  архиепископом с титулом «архиепископ сербских и поморских земель». Таким образом, дарование автокефалии подтвердило духовную зрелость сербского народа, его способность ответственно и самостоятельно иметь свою церковную организацию по образцу восточных автокефальных церквей Иерусалимской, Александрийской, Антиохийской, Константинопольской.

Из монастыря Хиландар св. Савва берёт несколько своих лучших учеников-монахов, как будущих епископов в Сербской Церкви. В следующем году им утверждается  Зетская Епископия, (Зета – прежнее название Черногории), недалеко от Тивата, в монастыре св. Архангела Михаила. В XIV веке Сербская Церковь получает статус Патриархии, а Церковь в Зете – митрополии. Особое попечение св. Савва проявлял об утверждении в жизни народа христианской семейной нравственности. Святитель полагал, что крепкая христианская семья и доброе воспитание детей в духе церковного благочестия - основа внешнего могущества и, конечно, духовной силы государства.

В монастыре Жича, которому суждено было стать архиепископской кафедрой, на Преображение Господне в 1221 году происходил государственно-церковный собор, на котором Сербия стала королевством. Святым Саввой был коронован его брат Стефан, который стал называться Первовенчаный.

Первый сербский король Стефан Первовенчаный, в конце своей жизни принял монашество, также как брат и отец, и умер как монах Симон в 1228 году.

Святой Савва был мудрым и прозорливым духовником и отлично понимал что хорошо и полезно для будущего Церкви и народа. Поэтому он решает ещё раз в интересах Церкви и государства совершить паломничество не только на Святой Земле, где он был несколько лет назад, но и другим святыням Восточной Церкви. Перед своим путешествием, вероятно чувствуя, что он больше не вернётся, на церковном соборе в 1233 году отрекается от архиепископского трона в пользу своего наследника Арсения Сремца (+1266 г.). Весной следующего года св. Савва отправляется на Святую Землю, посетил он и Александрию, и древние египетские монастыри, Синай. Возвращаясь через Иерусалим и Антиохию в Константинополь, отправился в Сербию через Болгарию, где задержался у болгарского царя Иоанна Асена в г. Тырново. Свою последнюю литургию св. Савва отслужил накануне праздника Богоявления 1236 года, а 27 января (по новому стилю) упокоился. Его племянник король Владислав, год спустя, после долгих увещеваний и просьб к царю Асену, переносит его мощи в Сербию и помещает их в своём монастыре Милешево 19 мая 1237 года.

Монастырь Милешево с тех пор становится центром духовной жизни сербского народа. За время турецкого порабощения мощи св. Саввы были источником силы, утешения и надежды. Поэтому желая сломить народ и его веру, а так же видя, как многие мусульмане приходят в Млешево желая получить чудеса источаемые от мощей святого, Синан-паша решает забрать мощи св. Саввы в Белград. И вот 27 апреля 1595 года, на холме Врачар, тогдашней окраине Белграда, при многочисленном скоплении народа мощи св. Саввы были спалены. Но сербский народ не был сломлен, от огоня врачарского костра с большей слой разгорелось пламя любви народно к своему духовному отцу. Как писал один сербский писатель «прах св. Саввы рассеялся по целой Сербии, благословляя каждый её уголок».

Святой Савва много путешествовал и основывал множество монастырей на территории современных Сербии и Черногории. В частности в Черногории с именем св. Саввы связанно множество топонимов. Например, в Черногории это вершина Саввин кук, Саввина вода, Саввина гора в Грахово, Саввин камень, возле Плава, Саввина дубрава и церковь св. Саввы Иерусалимского, положившая начало монастырю Саввина и, возле Герцег-Нового. Саввина Главица в местности Грбаль, источник св. Саввы в горах над Будванской ривьерой, дорожка святого Саввы, по преданию, чудесно появившаяся в море между берегом Будвы и островом святого Николая по молитве святого Саввы. Многие другие места рассеянные, как у пути которыми ходил святой Савва по Сербии и Черногории. Крепко народное почитание святого Саввы, о нём создано многочисленное количество преданий, песней, поэм. Великое множество храмов ему посвящено не только на земле св. Саввы, в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Македонии, а также по всему миру.

Вадим Автандилов.


Форма входа
Православный календарь

Друзья

Всё о Сербии на одном сайте



www.vidania.ru - Путешествия по Святым местам
  With love to Serbia

Полный православный молитвослов

Поддержите нас!
www.megastock.ru
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Rambler's Top100


Copyright LuckyPrint TM © 2018 |